СУТОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НГО РК за 07.02.2024

Добыча нефти и газового конденсата, тыс.тонн
248.7
Добыча газа, млн.куб.м 169.7
Переработка нефти на НПЗ РК, тыс.тонн38 47.4

Источник: iacng.kz

РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА ГСМ В РК за 07.02.2024

АИ-80
-
АИ-92
200.10
АИ-95 244.60
АИ-98 280.50
ДТЗ
461.40
ДТЛ
290.30

Источник: iacng.kz

Биржевые цены на нефть марки Brent 07.02.2024


КУРС ВАЛЮТ

В ЕАЭС нефтью и нефтепродуктами будут торговать на единой бирже

24 марта 2017

Вопросы организации биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в рамках разрабатываемой Программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обсуждались на заседании рабочей группы при Консультативном комитете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по нефти и газу.

В нем участвовали представители уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС, нефтегазовых компаний и научных учреждений, сообщили в ЕЭК.

Участники встречи согласились, что биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами будет проходить в рамках единого биржевого пространства и формироваться на основе взаимодействия биржевых площадок государств союза. Отработку технологических процессов планируется завершить к 2021 году.

«Участники общих рынков нефти и нефтепродуктов получат прозрачный механизм формирования рыночной цены посредством учета биржевых и внебиржевых индикаторов на нефть и нефтепродукты в рамках ЕАЭС», – отметил директор Департамента энергетики ЕЭК Леонид Шенец.

С началом проведения торгов на одной из таких площадок – Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже – объем торгов нефтью и нефтепродуктами с 2008-го по 2016 год вырос более чем в 600 раз и составил более 15% от внутреннего потребления в Российской Федерации. В 2008-м и 2016 годах объем торгов нефти и нефтепродуктов составлял 27 тыс. тонн и 17 млн тонн соответственно.

Как будет работать общий рынок нефти?

В рамках встречи обсуждался и ряд других тем, в том числе необходимость создания вспомогательных органов контроля для управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов, а также механизмов ценового надзора и антимонопольного регулирования. По мнению ряда участников встречи, эти положения избыточны и могут оказаться препятствием для свободной и конкурентной торговли.

Одним из ключевых вопросов заседания был вопрос о внебиржевых ценовых индикаторах общих рынков нефти и нефтепродуктов. Комиссия по предложению Минэнерго России рассматривает возможность их учета при заключении контрактов на поставку физических объемов нефти и нефтепродуктов. Предлагается учитывать индексы цен внебиржевых торгов, которые регистрируются операторами. Среди других предложений – использование при заключении контрактов рассчитанных на основании котировок индексов цен, которые публикуются информационными аналитическими агентствами.

Дополнительного обсуждения требуют вопросы определения порядка приоритетного обеспечения внутренних рынков нефтью и нефтепродуктами, определения и распределения технической возможности транспортировки доступа к системам транспортировки, создания недискриминационных условий для потребителей нефти, лицензирования торговли нефтепродуктами на общих рынках, сообщила пресс-служба ЕЭК.

Очередное заседание рабочей группы пройдет в апреле 2017 года. Стоит отметить, что договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 предусмотрено, что Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов должна быть утверждена до 1 января 2018 года. На втором этапе с 2018-го по 2023 годы предстоит выполнение ряда мероприятий, в том числе разработка правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов и правил торговли на общих рынках. Мероприятия проекта должны быть реализованы до 1 января 2024 года.

На завершающем этапе речь идет о заключении и вступлении в силу международного договора в рамках союза о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов. Документ содержит в числе прочего единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов. Такой договор должен вступить в силу не позднее 1 января 2025 года.

Топливно-энергетический комплекс государств союза имеет мощный интеграционный потенциал, способный стать локомотивом интеграции в ЕАЭС. В странах-партнерах сосредоточен существенный совокупный запас энергоресурсов: примерно 1/5 мировых запасов природного газа и 7% мировых запасов нефти. Не менее важной составляющей является наличие в странах ЕАЭС взаимосвязанных объектов энергетической инфраструктуры, созданной как часть единой энергетической системы бывшего СССР.

Значимость топливно-энергетического комплекса также определяется значительной долей в валовом внутреннем продукте (ВВП) и промышленном производстве государств союза – 1/6 совокупного ВВП и 1/3 промышленного производства соответственно.

В ЕАЭС хотят скоординировать транспортную политику

Также в рамках ЕЭК прошло первое заседание рабочей группы по подготовке Плана мероприятий «дорожной карты» по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики, которая приступила к подготовке «дорожной карты» по вопросам воздушного транспорта.

По мнению члена Коллегии по энергетике и инфраструктуре Адамкула Жунусова, «мероприятия, которые войдут в состав «дорожных карт», должны быть четкими и конкретными, с выходом на решения органов союза и реальные документы».

К 2025 году по итогам реализации Основных направлений транспортной политики должен быть сформирован общий рынок авиационных услуг и сняты все существующие ограничения по авиаперевозкам между государствами союза. Также будет создана нормативно-правовая база, эффективно регулирующая взаимоотношения в сфере транспорта на союзном уровне.

Больше всего дискуссий на заседании вызвал вопрос о расширении воздушного сообщения государствами – членами ЕАЭС и возможности заключения многостороннего международного договора.

Как отметил директор Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Ержан Нурахметов, необходимо проработать механизм, который позволит «сдерживать доминирование отдельных перевозчиков на рынке услуг авиаперевозок союза и исключит развитие монополии и негативное влияние на рынки авиаперевозок в странах ЕАЭС».

Вопросы расширения воздушного сообщения, аэронавигации, авиационной безопасности, безопасности полетов и аэропортовой деятельности будут обсуждаться на заседании рабочей группы в Минске в апреле 2017 года. Планируется, что проект «дорожной карты» будет вынесен на рассмотрение Межправительственного совета до 1 июля 2017 года.

Также Комиссия рассмотрела ход работ по формированию «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, внесение изменения в технический регламент «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», позволяющие расширить использование современных материалов и снизить издержки производителей.

Внешнеэкономическая деятельность в едином окне

О ходе работ по созданию и внедрению «единого окна» во внешнеэкономической деятельности в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рассказал член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Мукай Кадыркулов. В частности, министр проинформировал о необходимости усилить роль органа, координирующего работу всех задействованных в проекте ведомств. Сегодня это порядка 20 уполномоченных органов в каждой стране союза.

Кроме того, перед Комиссией и странами стоит задача по внесению изменений в правовые акты ЕАЭС и национальные законодательства.

«Для существенного продвижения «единого окна» необходимо, чтобы участники ВЭД могли представлять регуляторам юридически значимые данные в электронном виде. Поэтому такие нормы должны быть предусмотрены на уровне законодательства», – пояснил министр ЕЭК.

Говоря о дальнейших шагах по проекту, Мукай Кадыркулов сообщил, что сейчас разрабатывается «эталонная модель «единого окна», которая будет представлена уже в этом году».

Коллегия ЕЭК одобрила изменения в техрегламент ЕАЭС «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». У производителей появится возможность использовать современные искусственные материалы для различных типов детской обуви. Кроме того, установлены более жесткие требования к качеству тканей, используемых для пошива детской одежды.

Для этого внесены уточнения по разделению одежды для детей и подростков на второй и третий слои. В соответствии с изменениями костюмы, в том числе и школьная форма, будут относиться ко второму слою, если подкладка отсутствует или занимает менее 40% площади верха изделия, и, соответственно, к третьему слою, если она составляет не менее 40% площади. Это уточнение является существенным с учетом более жестких требований безопасности к одежде второго слоя по сравнению с одеждой третьего. Например, для возрастной группы детей от 7 до 14 лет установлена повышенная гигроскопичность одежды второго слоя. Этот показатель составляет 7%. Показатель воздухопроницаемости одежды второго слоя должен быть не менее 100 дм2/м2, а для третьего – не менее 70 дм2/м2 (для подкладки).

Производители смогут использовать один типовой образец для нескольких возрастных групп. Эти и ряд других новаций позволят бизнесу повысить эффективность производства при соблюдении жестких требований к безопасности детской одежды.

В публичном обсуждении изменений в техрегламент участвовали отраслевые предприятия, научные учреждения и госорганы стран ЕАЭС. Среди них – Всероссийский институт сертификации, белорусский «Центр научных исследований легкой промышленности», Витебский государственный технологический университет, Росстандарт, российские Национальный обувной союз, Ассоциация предприятий спортивной индустрии и другие.

Марат ЕЛЕМЕСОВ, Алматы
Источник: liter.kz